А. Цыбин. Энергосбережение – богатств умножение
Энергосбережение – богатств умножение
Проблема энергосбережения в нынешних условиях экономики и хозяйствования выходит на первый план. Как она решается в столице? Об этом обозреватель нашей газеты беседует с руководителем Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Андреем ЦЫБИНЫМ.
- Андрей Владимирович, какой удельный вес энергосбережение занимает в общем объеме ведения городского хозяйства? Почему в последнее время этому вопросу уделяется столь пристальное внимание?
- Энергосбережение требование времени, без которого невозможно обеспечить переход нашей экономики на качественно новый уровень. Поэтому сегодня в организации работы всех отраслей народного хозяйства, в том числе и столичного Комплекса городского хозяйства, вопрос энергосбережения является одним из самых основных, без всякого преувеличения сказать, стратегическим. Не так давно даже появился новый критерий оценки производства и обеспечения жизнедеятельности города энергоэффективность. За этим термином кроется вопрос экономии важнейшего и стратегически значимого для нашей страны сырья природного газа. Это, в свою очередь, позволяет существенно экономить средства городского бюджета, которые можно направить на другие жизненно важные нужды, например, на улучшение социального обеспечения москвичей. Кроме того, энергосбережение способствует решению другой существенной проблемы улучшению экологической ситуации в городе. Вместе с этим нельзя забывать о наших международных обязательствах, принятых Россией в связи с подписанием Киотского протокола, и предстоящим вхождением в ВТО это обязательства по уменьшению выброса в атмосферу углекислого газа, который образуется в результате использования различных энергоресурсов. Они также диктуют необходимость повышения энергетической и экологической эффективности во всех отраслях хозяйственной деятельности, максимальной экономии ресурсов.
Хотел бы подчеркнуть, что одной из основных наших задач по совершенствованию работы жизнеобеспечения города является реформа жилищно-коммунального хозяйства. В ходе ее реализации самыми актуальными стали вопросы не просто экономии ресурсов и сырья, а внедрение новейших «прорывных» быстроокупаемых отечественных энерго-ресурсосберегающих технологий и высокотехнологичного оборудования. Мы самым активным образом решаем столь непростую задачу.
- По каким направлениям ведется работа по энергосбережению и обеспечению энергоэффективности Комплекса городского хозяйства Москвы?
- Прежде всего напомню, что в мегаполисе разработана Городская целевая программа «Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 годы и на перспективу до 2020 года». Она утверждена постановлением правительства Москвы от 29 декабря 2009 года № 1499-ПП. Городская целевая программа сформирована на основании федерального закона № 261-ФЗ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», он принят в ноябре прошлого года. В связи с этим появился принципиально новый критерий оценки экономической и хозяйственной деятельности властей и различных производственных структур энергоэффективность. Реализация этой программы наша стратегическая задача. Вместе с этим замечу, что ее содержание одновременно с выполнением положений корректируется, приводится в строгое соответствие с федеральным законодательством теми постановлениями и под законодательными актами, которые правительство России издает в развитие закона по энергосбережению. Городскую целевую программу мы постоянно конкретизируем: разрабатываем отдельные ее положения для каждой из производственных и хозяйственных отраслей города, предприятий и организаций, для всех территорий мегаполиса. Акцент делаем на бюджетную сферу. Особое внимание уделяем мониторингу общегородской работы по энергосбережению и необходимой корректировке в связи с полученными результатами деятельности того или иного предприятия. Важно отметить, что для нас новая программа - это не просто экономия и сбережение электроэнергии и воды, это принципиально новый подход к использованию ресурсов всех видов, постоянный поиск и реализация действенных методов, разработка и внедрение технологий, которые дают многократный эффект. Городская целевая программа имеет вполне конкретные требования. Так, по итогам нынешнего года мы должны достичь как минимум десяти процентной экономии в расходовании электроэнергии и других основных ресурсов. Эту цифру на личном контроле держит мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков.
Работа по энергосбережению в столице настолько важна, что для ее организации в системе Комплекса городского хозяйства создан специальный штаб, который возглавил первый заместитель мэра в правительстве Москвы Петр Павлович Бирюков. Заседания штаба, принятие исходя из ситуации конкретных решений, которые в обязательном порядке реализуют наши подразделения, проходят в еженедельном режиме. В столице головным подразделением по энергосбережению и повышению энергоэффективности является Департамент топливно-энергетического хозяйства, который возглавляет мой коллега Евгений Викторович Скляров. Это ведомство отвечает за вопросы энергосбережения не только в масштабах Комплекса городского хозяйства, но и во всех остальных столичных отраслях, в том числе в социальной сфере, промышленности, работе всей инфраструктуры.
В тесном взаимодействии с ним работает и наш Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы. Мы определили для себя целый комплекс направлений по реализации Городской целевой программы. Например, подразделения нашего департамента осуществляют повсеместную замену ламп накаливания на энергосберегающие, устанавливают светодиодные светильники с датчиками движения.
За первое полугодие нынешнего года на предприятиях, входящих в систему нашего департамента, заменено 68 865 ламп - это позволило сэкономить 1 383800 киловатт-часов. Для выработки электроэнергии такой мощности потребовалось бы 170 тонн условного топлива мы не только сохранили эквивалентные объемы природного газа, но и не допустили его выбросов в атмосферу, чем способствовали стабилизации экологической ситуации в мегаполисе. Такая работа активно продолжается.
Модернизация автоматических насосных станций с заменой насосного оборудования, запорной арматуры и установкой преобразователей частоты на объектах ГУП «Москоллектор», МГУП «Мосводоканал», МГУП «Мослифт» позволила сократить потребление электроэнергии более чем на 4 процента, что обернулось экономией 140 тонн условного топлива. Установка частотно-регулируемых приводов двигателей и частотных преобразователей управления вентиляторными установками на объектах МГУП «Мослифт», ГУП «Экотехпром», ГУП «Москоллектор» сэкономила на объектах электроэнергию, для производства которой необходимо 120 тонн условного топлива.
Особое внимание мы уделили мероприятиям по выработке электрической и тепловой энергии за счет альтернативных источников. Так, МГУП «Мосводоканал» силами собственных ГЭС только в первом полугодии нынешнего года произвел 19 миллионов киловатт-часов. Кроме того, в результате использования биогаза на мини-ТЭС Курьяновских очистных сооружений получено и передано в сеть для потребителей 37 миллионов киловатт-часов электроэнергии и 32 тысячи Гкал тепловой энергии. То есть МГУП «Мосводоканал» для сторонних потребителей фактически обеспечил экономию электрической и тепловой энергии на 9127 тонн условного топлива.
Красноречивый пример можно привести и в отношении мусоросжигательных заводов ГУП «Экотехпром». За первое полугодие выработка электроэнергии здесь превысила 36 миллионов киловатт-часов, из них в сеть для потребителей от пущено 10 миллионов 437 киловатт-часов. Суммарное же потребление из сети всеми подразделениями ГУП «Экотехпром» составило всего 4 миллиона киловатт-часов электроэнергии. Тем самым это предприятие не только полностью покрывает собственные нужды энергопотребления, но и создает экономию для городских потребителей объемом в 1284 тонны условного топлива.
- Андрей Владимирович, какое значение в работе по энергосбережению придается установке индивидуальных приборов учета потребления воды?
- Очень большое. Эта работа организуется в соответствии с пунктом 5 статьи 13 федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Напомню, что данный закон требует, чтобы собственники помещений в многоквартирных домах до 1 января 2012 года обеспечили их оснащение приборами учета используемых ресурсов. В государственной собственности города Москвы находится 667 474 жилых помещения. Более чем в половине таких объектов, а именно в 355 896 жилых помещениях государственной собственности уже установлены индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды, остается необходимость обеспечить индивидуальными приборами учета еще 311 578 квартир – эта работа будет выполнена до конца следующего года. То есть в 2011 году во всех жилых помещениях, находящихся в собственности Москвы, будут установлены индивидуальные приборы учета. Кроме того, принято отдельное решение установить за счет городского бюджета индивидуальные приборы учета в квартирах участников Великой Отечественной войны.
По нашим расчетам установка индивидуальных приборов учета во всех жилых помещениях, находящихся в собственности города, позволит экономить 104 690 000 кубических метров воды в год. Это эквивалентно сбережению 83 752 киловатт-часов электроэнергии в год или 10 тонн условного топлива. Еще раз подчеркну: за данными цифрами кроется не только экономия значительных средств, уменьшение нагрузки на городской бюджет, но и улучшение экологической ситуации в мегаполисе.
- Реализуются ли другие направления по энергосбережению в городе?
- В соответствии с распоряжением правительства Москвы № 199-РП от 8 февраля 2010 года в жилищном фонде столицы проводится эксперимент по отработке механизма энергосервисной деятельности. Основными направлениями деятельности здесь являются: максимальная экономия всех видов ресурсов, привлечение внебюджетных источников финансирования для проведения энергосберегающих мероприятий, отработка и внедрение в Москве механизма энергоэффективного управления многоквартирными домами, внедрение различных энергосберегающих технологий в жилищном фонде. Мы помогаем товариществам собственников жилья находить те энергосервисные компании, которые готовы вложить свои деньги, провести там необходимые энергосберегающие мероприятия и лишь по итогам этой деятельности вернуть свои деньги с определенным коммерческим процентом, но в таких пределах, чтобы это стало выгодно обеим сторонам, подписавшим энергосервисный контракт, то есть и компании, и жильцам многоквартирного дома. Высокая эффективность такой деятельности уже доказана на практике.
Московская среда