А. Цыбин: Рекорды зимы
РЕКОРДЫ УХОДЯЩЕЙ ЗИМЫ
…Пусть с неожиданными морозами и метелями, к Москве все равно подступила весна, и последние сосульки лениво капают с крыш, и небо все голубее, и солнышко все ярче. Словом, уходит зима. И, наверное, самое время посмотреть, как справились с зимними непогодами столичные коммунальные службы. Все-таки нынешняя зима оказалась рекордной для последних десятилетий - и по нападавшему на Первопрестольную снегу, и по морозам, заставившим многих усомниться в реальности глобального потепления. Работы коммунальщикам хватало, как хватает ее и сейчас. О том, как справлялись коммунальные службы с сюрпризами нынешней зимы и как будут они работать в весенне-летний период, рассказал руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы АНДРЕЙ ЦЫБИН.
- Андрей Владимирович, наверное, уже можно поздравить всех нас с окончанием зимы. Как работалось московским коммунальным службам в эти нелегкие месяцы?
- Работалось нелегко, но, наверное, москвичи видели, что мы не жалели ни сил, ни времени на то, чтобы город и в самые лютые холода, и в самые сильные снегопады жил нормальной жизнью. Сегодня можно сказать, что в зимний период 2009 - 2010 годов коммунальными службами города были созданы все необходимые условия для стабильного функционирования жилищно-коммунального хозяйства. В своей работе департамент и подведомственные организации руководствовались постановлением правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. № 1253-ПП «О готовности топливно-энергетического и жилищно-коммунального хозяйств Москвы к работе в зимний период 2009 - 2010 гг.».
- Что бы вы отнесли к основным направлениям деятельности коммунальных служб в зимний период?
- Это прежде всего обеспечение эффективного механизма содержания объектов дорожного хозяйства, создание условий для надежного функционирования всех инженерных систем коммунальной инфраструктуры и, наконец, обеспечение безаварийной эксплуатации оборудования, систем и конструктивных элементов жилых домов. В прошедший зимний период коммунальными службами города была обеспечена уборка улично-дорожной сети площадью более 88 миллионов квадратных метров. Работа осложнялась, во-первых, последствиями мирового финансового кризиса, и во-вторых, экстремальными погодными условиями, аналогов которым за последние 120 лет в истории Москвы не было. Напомню, что, по информации Гидрометеобюро Москвы и Московской области, этой зимой выпало более 180 сантиметров снега, что значительно превышает показатели прошлых лет. Характер снегопадов чаще всего носил шквальный характер, в пиковые периоды, с 18 по 22 февраля, выпало до 55 сантиметров снега. Несмотря на это, серьезных транспортных проблем удалось избежать, так как на улицах Москвы работало до 15 тысяч единиц снегоуборочной техники, включая средства малой механизации, и дополнительно привлекалось около 5 тысяч самосвалов. На очистке кровель жилых домов было задействовано более полутора тысяч бригад и около ста бригад – на очистке кровель большепролетных зданий социальной сферы и потребительского рынка, всего у нас 178 таких зданий. При этом общая численность рабочих, задействованных на уборке улиц, достигала 50 тысяч человек за сутки.
- Отдельный вопрос - применение реагентов. Как обстояло дело с этим нынешней зимой?
- В прошлом году в соответствии с поручением мэра Москвы была разработана новая технология зимней уборки объектов дорожного хозяйства с применением противогололедных материалов. Проект технологии был согласован с Росприроднадзором, Роспотребнадзором, столичным Комитетом ветеринарии. После этого была проведена государственная экологическая экспертиза технологии и ее результаты утверждены приказом
Ростехнадзора от 7 октября 2009 г. № 845. Этой зимой новая технология уборки объектов дорожного хозяйства была не только опробована, но и опытно подтверждена ее эффективность. Остановлюсь на некоторых аспектах применения реагентов. В начале прошедшего зимнего сезона для обеспечения надлежащего содержания улично-дорожной сети города департаментом был обеспечен запас противогололедных материалов, а именно: жидких реагентов в объеме 260 тысяч тонн, 84 тысячи тонн твердых реагентов и щебня в объеме 107 тысяч тонн. Для обработки дворовых территорий было заготовлено более 14 тысяч тонн щебня, из которых более 5,5 тысячи тонн собрано для повторного применения в рамках эксперимента по рециклингу щебня. При закупке реагентов в конкурсную документацию были включены требования новой технологии. Таким образом, был осуществлен переход от конкретных марок реагентов на их типы по физико-химическим свойствам, что полностью соответствует положениям 94-го федерального закона. Для обеспечения более высокого уровня экологическойбезопасности в Москве предлагалось ужесточить экологические требования к реагентам, однако более высокие требования были опротестованы столичной прокуратурой и незамедлительно приведены в соответствие с утвержденной на федеральном уровне технологией. Перед департаментом была поставлена задача создать механизм материального стимулирования подрядных организаций, обеспечивающих рациональное расходование и экономию реагентов. Этот механизм отрабатывался нами совместно с Департаментом экономической политики и развития и Департаментом финансов, а наши совместные предложения были одобрены мэром Москвы.
- Это дало хорошие результаты?
- Да, несмотря на сложные погодные условия, предложенный механизм уже сейчас позволил добиться многого - так, подрядные организации нашли возможность сократить применение реагентов. Всего за весь зимний сезон израсходовано: 188,1 тысячи тонн жидких реагентов, 48,4 тысячи тонн твердых реагентов и 71,4 тысячи тонн щебня. Однако в соответствии с нормами расхода реагентов по фактическим погодным условиям объемы израсходованных противогололедных материалов должны были быть значительно больше. По предварительной оценке, экономия в денежном выражении может составить 280 миллионов рублей, из которых до 140 миллионов можно будет направить на материальное стимулирование подрядных организаций, обеспечивших экономию реагентов. Подобная мера обеспечит заинтересованность подрядных организаций в рациональном и экономном расходовании реагентов.
- А как пережило зиму дорожное хозяйство столицы? Какие главные задачи пришлось решать департаменту в этой сфере и что делается сейчас?
- Ну, «неглавных» задач во всем, что касается дорог, в Москве нет, ведь отсостояния магистралей зависит и жизнеспособность города, его социально-экономическое благополучие. Зимой даже в самые сильные снегопады Москва не оказалась в коллапсе, как многие другие города Европы и Америки, и это можно считать главным результатом нашей работы. Сегодня мы думаем о подготовке города к летнему сезону, и в обслуживании дорожного хозяйства тоже есть новости. Так, этой весной в столице будет обеспечено нанесение на дороги города только термопластиковой разметки, причем часть разметки будет восстановлена по гарантийным обязательствам,
без привлечения бюджетных средств порядка 30 процентов. Начиная с этого года, мы полностью отказываемся от применения нитрокрасок. Будут продолжены работы по обустройству безбарьерной среды на пешеходных переходах и тротуарах, в особенности в центральной части города. По плану в 2010 году будет приспособлено более 12 тысяч сходов. Напомню, что всего в городе, возможно, приспособить 74 465 сходов, из них уже приспособлено 8307 сходов. В 2009 году мы приспособили 7107 сходов, в 2010 году запланировано приспособление 12 791 схода, а в 2011 году, при условии выделении необходимого финансирования - это 4,5 миллиарда рублей – планируется обустроить 53 367 сходов. На протяжении нескольких лет при проведении ремонта дорог приоритетной задачей для департамента остается применение новейших материалов. По результатам проделанной работы можно сделать вывод – количество разрушений на участках дорог, отремонтированных с использованием новых материалов, значительно уменьшилось. Всего за три года с применением таких материалов, как УНИРЕМ, БИТРЕК и ЩМА, отремонтировано более 22 миллионов квадратных метров, или четверть всей улично-дорожной сети города. В 2010 году на всей площади ремонта дорог, которая составит более 3 миллионов квадратов, будет обеспечено применений геосетки, что в значительной мере увеличит прочность и износостойкость дорожного полотна. Тем более что срок гарантийных обязательств по данной технологии составляет два года.
Применение новых материалов также привело к сокращению количества претензий к подрядным организациям. Таким образом, в 2009 году восстановления дорог по гарантийным обязательствам не потребовалось.
- Развитие инженерной инфраструктуры наверняка всегда остается в поле зрения руководителя Департамента ЖКХ. Нынешняя зима показала, что город не ощущал дефицита стационарных и мобильных снегосплавных пунктов. Сегодня можно сказать, что их уже достаточно для столицы?
- Зимой на снегосплавных пунктах не было таких очередей, как в прошлые годы. Это не значит, что мы не будем развивать сеть стационарных и мобильных пунктов. Тем более что департаменту была поставлена задача по сокращению расходов на утилизацию снега за счет увеличения мощностей стационарных снегосплавных пунктов. Хватает ли их сейчас? Судите сами. На начало зимнего периода в городе работало 46 стационарных и 146 мобильных ССП. В периоды экстремальных снегопадов утилизировалось до 400 тысяч кубометров снега. А всего в нынешний зимний период было утилизировано более 23 миллионов кубометров снега, что практически в 2,5 раза превышает показатели прошлого года, когда мы утилизировали 9,7 миллиона кубометров. В декабре прошлого года был сдан еще один, 47-й стационарный снегосплавной пункт в Северо-Западном административном округе. В рамках отработки замечаний контрольного комитета о чрезвычайной дороговизне утилизации снега в Зеленоградском административном округе, высказанных на заседании правительства весной 2009 года, департаментом по поручению руководителя Комплекса городского хозяйства развернуто строительство нового стационарного снегосплавного пункта в Зеленоградском административном округе. В этом округе ранее снег утилизировался только на мобильных снеготаялках. Завершить строительство нового стационарного снегосплавного пункта планируется к августу 2010 года. Кроме того, департаментом отрабатывается вопрос строительства нового снегосплавного пункта в СВАО, в районе улице Хачатуряна.
- Снег снегом, но есть еще и программа «Чистая вода»?
- Департаментом в рамках реализации Городской целевой программы «Чистая вода Москвы на 2010-2012 годы и на перспективу до 2020 года», утвержденной постановлением № 34-ПП от 19 января нынешнего года, к концу 2010 года будут увеличены объемы применения технической воды для полива улиц, для чего в административных округах создаются пункты заправки. По результатам года объемы использования технической воды будут доведены до 40 процентов в целом по городу, что полностью соответствует первому этапу плана перехода на полив улиц технической водой.
- Андрей Владимирович, позвольте поздравить вас и всех ваших коллег с Днем работников коммунального хозяйства, который отмечается 21 марта, пожелать вам и крепкого здоровья, и успехов в вашей нелегкой,
но такой нужной городу работе. С каким настроением встречают этот праздник сотрудники московских коммунальных служб?
- Спасибо за поздравление. Настроение у нас хорошее, ведь позади достаточно тяжелая зима. Конечно, работы у нас хватает и весной, и летом, и осенью, но эта работа действительно нужна городу, и мы понимаем свою ответственность перед москвичами. Город должен быть чистым, безопасным и уютным в любое время года и в любую погоду. В этом и заключается наша основная задача, и могу заверить москвичей в том, что мы работаем и будем работать так, чтобы и горожане, и гости столицы видели чистые улицы, тротуары и дворы, чтобы бесперебойно функционировало все городское хозяйство, чтобы оставалась наша Москва зеленым и прекрасным городом.
Тверская 13