Как я учился пылесос водить
Москвичи в прошедшие выходные смогли воочию убедиться, что реформа в ЖКХ это не профанация, а реальность. В этом году столичные коммунальщики к традиционному общегородскому субботнику приурочили Дни открытых дверей, каждый желающий может не только посмотреть изнутри, как устроены коммунальные службы, но и попробовать себя в различных профессиях.
А ШОФЕРОМ ЛУЧШЕ
Мне с детства хотелось поездить на какой-нибудь большой оранжевой машине с мигалками на крыше. Но кто ж пацана посадит в кабину уборочного грузовика? Вот и осталась мечта неисполнимой. А тут просто праздник какой-то - в подъезде читаю объявление про День открытых дверей. Сами понимаете, устоять было невозможно.
Отправляюсь по адресу: Кубанская улица, 27. Там находится автобаза ГБУ «Жилищник» района Люблино. У входа из динамиков бодрящая музыка. Перед дверями собрались человек 25, видимо, не один я хочу покататься на поливалке.
- Прошу всех внутрь, - зазывает тетенька в темном деловом костюме.
Народ рванул к дверям. Я стараюсь не отставать.
- Кто кем хочет поработать? - бодро начинает руководитель районной инженерной службы Оксана Полина. - Сегодня мы готовы рассказать о всех профессиях, которые у нас есть: водопроводчик, штукатур, уборщик лестничных клеток.
Я прямо-таки сник. И больше ничего?
- Забыла про водителя и дорожного рабочего. Можно будет асфальт подолбить или погонять голубей из поливальной машины.
Ну это же другое дело! Начали разбиваться на группы - кто куда. Ожидаемо в водители запросилось большинство. Еще пара человек решили пройтись с водопроводчиком и маляром. Как ни странно, один выбрал даже профессию мойщика подъездов.
Дальше пошла обязаловка - надо написать заявление, прослушать курс техники безопасности и провериться у медсестры. Кстати, еще потребовались паспорт, водительские права и номер пенсионного страхового свидетельства (хорошо, оно у меня случайно оказалось с собой).
- Здоров! - в самом конце резюмировала медсестра - и я бегу навстречу своей детской мечте.
ФЫРЧИТ МАШИНА СКОРАЯ
Выхожу во двор, а там рядами стоят новенькие - с иголочки - грузовички, подметалки и даже городские пылесосы.
- Откуда ж столько добра?
- В конце прошлого года столица закупила технику для государственных коммунальных учреждений, - рассказывает и. о. руководителя ГБУ «Жилищник» Люблино Алексей Матушкин. - В Москве пока лишь 10 таких компаний - по одной в округе. Это эксперимент. Раньше-то мы пользовались услугами частных управляющих компаний, которые определялись на конкурсной основе. Понятно, что никто за бюджетные деньги не станет покупать машины коммерческим компаниям.
Залезаю в кабину беленького агрегата с надписью Citycat 1000 на боку. Внутри место только для одного человека - зато можно проехать через любой двор. Проще говоря, это уличный пылесос. Он собирает грязь, скапливающуюся на проезжей части у тротуаров.
Впереди, на кузове, две вращающиеся щетки. В кабине сплошные кнопки, джойстики и небольшой руль.
- Заводи! - командует мне с улицы шофер через приоткрытое окно. - Зажигание слева, сзади.
Действительно, если полуобернуться, то можно достать до торчащего ключа. Двигатель оживает буквально с пол-оборота.
- Эта кнопка включает пылесос, этот рычажок сдвигает-раздвигает щетки, а это магнитола, - коммунальщик вводит меня в курс дела.
Коробки передач тут нет - лишь педаль газа и тормоза. Обороты двигателя регулируются отдельным рычагом под сиденьем. Управление похоже на то, что стоит у моего дачного мотоблока. Рычагом под рулем выбирается движение вперед или назад.
Трогаюсь - машина легко набирает ход. Где-то под днищем гудит пылесос. Вращающиеся передо мной щетки обрызгиваются водой. Это нужно, чтобы пыль не разлеталась, а оседала на асфальте.
Аппарат разворачивается практически на месте. Благодаря легкому рулю, большим окнам и скромным габаритам уже через пару минут я осваиваюсь в шоферском кресле, как будто всю жизнь тут ездил.
- Такой агрегат стоит около 7 млн. рублей, - с гордостью рассказывает Алексей Матушкин.
- А не боязно сажать в кабину какого-нибудь гастарбайтера? А ну как он угробит автомобиль на первом же повороте?
- Справедливости ради, гастарбайтеры тоже разные бывают, но это частники берут к себе кого попало, лишь бы платить поменьше, а мы принимаем в штат только россиян или граждан союзных государств: белорусов, казахов. Такая у нас теперь кадровая политика.
- Да не пойдут россияне в коммунальщики!
- Тут-то вы и ошибаетесь! Сами посудите, у нас водитель грузовика за одну вахту (2 недели!) получает 35 тысяч рублей. На это время мы даем ему бесплатное общежитие. Комнаты аккуратные и чистые - помещение недавно построено специально для нас. К примеру, шофер где-то может получить 45 - 50 тысяч рублей, но будет снимать квартиру самостоятельно, и в итоге что останется ему чистыми? Ни в одном соседнем регионе не платят 35 тысяч рублей за полмесяца - правда, за вахту приходится пахать по 12 часов в день.
- Но это водители. А как быть тем же уборщикам лестничных клеток?
- У них-то больше всего возможностей заработать. За содержание одного участка они получают 12 600 рублей. Взял два участка - сумма удваивается. Три - утраивается. Правда, слишком много мы не даем - не справятся, а нам потом жильцы жаловаться начнут.
Закончить День открытых дверей я решил в амплуа дорожного рабочего. Мужики как раз завели бензиновую фрезу для резки асфальта.
Раньше мне не доводилось кромсать дорожное покрытие. Кажется, что оно такое твердое, но спецоборудование пилит асфальт, как горячий нож масло.
- Тоже новая? - спрашиваю про фрезу.
- А как же - пару месяцев назад получили. Теперь ямочный ремонт быстрее и проще производить, - хвалится рабочий.
Я уже собрался было домой, но коммунальщики предложили съездить к соседям в район Нагатино-Садовники. Говорят, там тоже интересно.
ПОЛИВАЮ Я ДОМА
Еду в соседний Южный округ.
- Хотите из водомета помыть дом или дорогу? - спрашивает меня организатор.
Мне в руки суют большой пистолет, от него тянется шланг к припаркованной поливалке. Управление проще простого - жми на рычаг у рукоятки и не наводи в сторону людей.
- Ого! - восклицаю я, когда у меня из рук чуть не вырвало шланг. Напор такой, как будто держишь маленький реактивный двигатель. Зато можно избавиться от любой грязи - прямо как на автомойке.
- Мы уже успели отметиться в реальном деле, - рассказывает глава управы района Нагатино-Садовники Юрий Богодухов. - Пару дней назад наши тракторы с плугами ездили в Новую Москву рыть противопожарные траншеи.
- Купленная техника четко делится на зимнюю и летнюю?
- Нет, к каждой машине у нас идет целый набор насадок. Один и тот же грузовик может поливать газоны, убирать пыль и рассыпать реагенты. На переоснащение уходит не больше пары часов.
- А раньше что было?
- Одни тракторы и метлы для дворников. Теперь у нас вся работа механизирована - и, знаете, очень заметно, как район становится чище.
Закончил я субботу, как говорят, уставшим, но довольным: детскую мечту осуществил - раз, и два: если журналистская работа не прокормит, пожалуй, смогу на хлеб с маслом подзаработать в ЖКХ.
КСТАТИ
Уже в этом году власти собираются создать еще по 4 - 5 «Жилищников» в каждом округе. Эксперимент показал себя весьма удачно.
Полный контроль со стороны города выводит уборку на новый уровень. Сейчас власти могут лишь штрафовать частных подрядчиков, когда они не справляются с работой. Но влиять напрямую на коммерсантов власти не могут.
Забастовки дворников, из-за того что им не платят зарплату, остаются внутренними делами бизнеса. Хотя понятно, что в первую очередь страдают горожане - кто будет мести дворы за спасибо?
В городских учреждениях такой сценарий просто невозможен. «Жилищники» работают в полном соответствии с законом.